Южная Америка на 250сс. Опыт покупки мото

Я сел писать про Колумбию и обнаружил, что не могу не рассказать про процесс покупки мотоцикла. Это было своего рода мини-приключение, и обойтись скупым «купил» было бы неправильно. Мне хочется об этом написать. Ну и… Возможно, на пост в будущем набредет тот, кто готовится к похожему путешествию. В прошлом моем посте в комментариях отметился soundaround, из чьего блога я во время подготовки почерпнул инфу о покупке мота в Перу (и я почему-то этому очень рад; приятно, когда блогеры оказываются не просто набором букв и картинок, а живыми людьми). И хотя вся необходимая информация лежит на horizonsunlimited, пусть будет и здесь, в русскоязычном сегменте.

Итак, как вообще разжиться мотоциклом в Южной Америке?

Способ 1. Переправка своего с родины.
Морем или по воздуху. Поиск расценок привел к сайту немецкой конторы, которая доставляет мотоциклы из Гамбурга по нескольким американским направлениям. Цены зависят буквально от всего. Самое дешевое — сборная контейнерная перевозка в Вальпараисо, Чили. Осенью в определенные даты заранее записанные мотоциклы погружаются на корабль и плывут 5 недель. Пилоты летят самолетом и в дату доставки забирают их в порту и проходят таможню. Весной та же процедура в обратном порядке. Цены зависят от габаритов техники, самое дешевое — 1000 евро в Чили, 1100 в Гамбург. Итого 2100 евро выкинуто в никуда, а в случае поломки мопеда на дороге придется несколько недель ждать запчастей из старого света. Зато у тебя свой, заточенный под себя, проверенный байк.

Способ 2. Аренда.
Арендовать можно везде, а вот пересекать границы стран не получится. На том же horizonsunlimited есть американец из Перу, который продает мопеды с опцией buyback. То есть, у него покупаешь, на тебя оформляют документы, путешествуешь в свое удовольствие и за месяц до возвращения пишешь ему, он покупает его у тебя обратно по меньшей цене. В принципе, это вариант, если время поездки ограничено и не хочется возиться с поисками-покупкой-продажей. Меня напрягла его навязчивая реклама, а также то, что цена нового мопеда, который он к твоему приезду купит в салоне, на $1000 отличается от цены дилера. Ну и разница buyback в $1300. 

Способ 3. Покупка.
Самый ходовой.

NB. Я использую всем понятную аббревиатуру СТС для обозначения документа о том, что определенное ТС принадлежит определенному владельцу.
Можно купить через вышеуказанный форум у другого путешественника. Чаще всего продают в Чили. Я узнал, что оказывается, есть страны, позволяющие переписать на себя ТС удаленно. То есть, если ты, к примеру, американец и покупаешь у другого американца, вы отправляете почтой ваш ДКП и его СТС, и через некоторое время почтой получаешь свое СТС. Но в нашем случае остается только катать с СТС предыдущего владельца и нотариальной бумагой, позволяющей тебе полностью распоряжаться ТС, в том числе и продать следующему. Интересно, есть ли люди, катающиеся с целой пачкой таких бумаг… Знаю, что некоторые подделывают СТС. Общей электронной базы между латинскими странами нет, можно и заморочиться. 

Можно купить непосредственно новый байк в салоне или б-у у местного владельца. Есть несколько стран, в которых иностранец может беспроблемно оформить на себя купленную технику. Это Колумбия, Перу, Чили. В англоязычном сегменте неоднократно встречается совет брать новый, ибо б-у в ужасном состоянии, а денег хотят почти как за новый, и торг ничтожный. Я это списывал на буржуйскую привычку покупать все новеньким и блестящим, а зря.

190 была запасным вариантом. Сначала я хотел попытать счастья с б-у ямахами.

С какой страны начать путешествие? Из вышеупомянутых трех стран была отброшена Чили, т.к. там этих ямах нет. Между Перу и Колумбией в пользу последней высказался дешевый авиабилет всего с одной пересадкой. Да и логичнее, как тогда казалось, было начинать с севера материка, а закончить на юге, достигнув прекрасной Патагонии. А, и последний аргумент: модель моей мотокуртки называется Bogota, это явно Знак Свыше; покупаю билет в Боготу; где там данные моей карточки?

Вот я и в Боготе, огромной хаотичной столице Колумбии. Немного отойдя от джетлага, иду в местное управление по бюрократии, связанной с ТС (так и называется, Servicios Integrales para la Movilidad, SIM), и завожу себе учетку в электронной базе (Registro Unico Nacional de Transito, RUNT). Времени занимает 20 минут, денег — $2. С первой попытки сотрудники решили, что мое имя и отчество в загранпаспорте — это мои две фамилии (в испаноязычных странах чаще всего две фамилии, отцовская и материнская), а фамилия — соответственно, имя. Как они занесли данные, написанные кириллицей, в компьютер, я так и не понял… Но пришлось переделывать. Через пару дней база обновляется, и я вижу себя. Теперь я могу платить налоги и штрафы, какая радость. Начинаю обзвон и встречи с продавцами ямах. Сначала я стеснялся своего базового испанского, но тут никто не упустит возможности что-то тебе продать из-за такой мелочи как языковой барьер. В ход идут жесты, картинки на телефоне и Google Translate.

После осмотра двух тенере и трех эндуро я сдался. Буржуи были правы, техника убита. Даже моего куцего опыта хватает, чтобы это понять. А цену скидывают максимум на $100, при этом владелец не скрывает радости от моей заинтересованности в мотоцикле. Наш метод обоснованного торга «найти, что надо менять в байке, и вычесть из стоимости» тут не катит.

Я хотел было уже пойти в салон и попросить завернуть мне Хонду 190. Я был готов смириться с рядом идиотских условий, как-то: отсутствие тест-драйва, минимальный срок местного осаго — год, документы будут делать неделю, я должен заплатить конский налог сверх ценника аппарата (я вообще обязан его платить, если не являюсь резидентом страны?). И все-таки я позвонил последнему владельцу тенере в своем списке.

Через час я уже осматривал мотоцикл, а продавец так же радостно, как и предыдущие, описывал, что байк как новый, а все налоги, страховка и техосмотр оплачены. Разница была в состоянии байка. Да, не «как новый», 40к на одометре, но тормозные диски на 40к и выглядят. Винты нигде не слизаны. Расходники еще побегают. Задняя резина новая. Воздушник чистый. Владелец (Криспиниано), кстати, не знал, где он находится. Купил мопед три года назад в салоне и на обслуживание сдавал механикам.

Вскоре мы уже обсуждали цену за чашкой кофе. Я сторговал только $200. Встал вопрос передачи денег. Межбанковский свифт-перевод занимал 2-3 рабочих дня, и были непонятные моменты. Счет Криспиниано был в песо, а мой — в долларах, и для свифта это по идее дохлый номер. Тем не менее, поддержка в его банке уверяла, что перевод пройдет, а в песо сконвертируется автоматически. По какому курсу сконвертируется, и сколько мне в итоге посылать долларов, заранее сказать никто не может. Также в их реквизитах отсутствовал банк-корреспондент в США. В общем, потратить 15 долларов на перевод, который через пару дней вернется обратно, мне не улыбалось. Как и бегать по банкоматам, ища максимальную сумму выдачи при минимальной комиссии и выгодном обменном курсе. Но из двух зол пришлось одно все-таки выбрать. Остаток дня мы с Криспиниано вдвоем бегали по торговому центру от банкомата к банкомату. Наскребли одну пятую суммы. На следующий день я нашел кладезь в виде банка Davivienda без комиссии и минимальной суммы в день вообще. Толстенную пачку денег вез в автобусе под одеждой в нашейном кошельке. Когда я ее достал в офисе Криспиниано, мы оба не смогли сдержать смеха.

 

Я это сфоткал на память

Теперь бюрократия. Мы запрыгнули на мотоцикл и поехали в то же управление SIM, где я регистрировался в базе, только в другой филиал. На парковке Криспиниано спросил о чем-то сторожа, тот привел помогалу. Дяденька, торгующий всякой мелочевкой под зонтиком у входа, оказывается, еще и знал, как оформлять бланки. Криспиниано признался, что не платил налоги два года, но сейчас сделает это в моем присутствии. Сначала дяденька направил нас в кафе, в котором был интернет, и очередной помощник сделал нам какую-то распечатку с сайта налоговой. Потом с этой распечаткой мы пошли в банк. Потом — обратно к дяденьке и наконец оформляться. Я начинал чувствовать себя как в фильмах Кустурицы, только с латиноамериканским послевкусием.

Дело сделано. Мне выдадут свидетельство во вторник. Была среда. Меня хором заверили, что кататься я могу хоть сейчас с СТС Криспиниано. Экземпляра ДКП никто не дал, потому что, дескать, он лежит в том самом управлении. Я не понимал, как это работает, и что говорить полицейскому, если меня остановят и потребуют документы, но кататься начал. Не отъезжая, впрочем, далеко от столицы. 

Никакой полицейский меня не остановил. В следующий вторник я в предвкушении явился в управление, и-и… ничего не готово. Девушка в окошке что-то сказала про нехватку какой-то бумаги, моего знания языка не хватило, чтобы понять, в чем проблема. Пошел к тому же помогале под зонтиком, тот предположил, что уплаченные налоги еще не появились в базе, и надо подождать пятницы. Пятница. Я снова иду в окошко, и та же девушка опять повторяет то же самое. Какой бумаги может не быть? Говорю, что продавец оставил ДКП здесь. Она: а-а, так у вас с рук покупка. Идет в соседнюю комнату и приносит мою (мою!) карточку владельца, с моим именем, с моим отпечатком пальца, ах, я даже дышать боялся. Когда мне ее вручили, я готов был бежать, бежать прочь, однако сел и проверил данные на карточке. Все верно.

У меня есть мотоцикл и есть документы на него. Я свободен.

Информация взята с bikepost

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *